О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (2003) 9* КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

О мерах расширения демократического и социального вклада цифрового вещания

(Принята Комитетом Министров 28 мая 2003 г. на 840-ой встрече Представителей Министров)

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (2003)9

Комитет Министров, в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы,

принимая во внимание цель Совета Европы по достижению большего единства между его членами для сохранения и реализации идей и принципов, являющихся общим наследием и условием экономического и социального развития;

признавая, что существование широкого разнообразия независимых и автономных средств массовой информации, отражающих многочисленные идеи и мнения, согласно Декларации о свободе выражения и информации от 29 апреля 1982 г., является необходимым в демократических обществах;

принимая во внимание Резолюцию № 1 о будущей государственной службе вещания, принятую на 4-й Европейской Конференции министров средств массовой информации (Прага, 7—8 декабря 1994 г.), и ее Рекомендацию № R(96) 10 о гарантии независимости государственной службы вещания;

отмечая определенную роль средств массовой информации, в частности, государственной службы вещания, в современных демократических обществах по соблюдению ценностей, подчеркивая политические, юридические и социальные структуры демократических обществ и особое уважение прав человека, культуры и политического плюрализма;

принимая во внимание развитие цифровых технологий, открывающих новые возможности в области связи и воздействующих на аудиовизуальное восприятие общества;

учитывая, что переход к цифровым технологиям содержит в себе неравные возможности получения информации всеми группами общества, возникает необходимость специальной подготовки аудиовизуальной промышленности и сотрудников службы вещания;

отмечая наибольшую концентрацию средств массовой информации вокруг каналов цифрового вещания, особенно в контексте глобализации, и принимая во внимание уважение государствами — членами Совета Европы принципов, отраженных в Рекомендации № R(99)l о мерах расширения плюрализма, особенности правил собственности средств массовой информации, доступа к основам и разнообразию содержания средств массовой информации;

выделяя потенциал цифрового телевидения в обеспечении информатизацией общества и не допуская выключение телевизионных каналов, особенно службами воздушного пространства и международными телевизионными службами;

учитывая потребность охранять необходимые общественные интересы в цифровом вещании, включая свободу выражения мнений и доступ к информации, разнообразие средств массовой информации, различный уровень культуры, защиту несовершеннолетних и человеческого достоинства, защиту потребителя и секретность;

предусматривая ответственность Правительств государств — членов Совета Европы,

принимая во внимание определенную роль государственной службы вещания в качестве объединяющего фактора, способного предложить широкий выбор программ и услуг населению в новых цифровых технологиях;

принимая во внимание необходимость государств — членов Совета Европы поддерживать их и обеспечивать достаточную и безопасную структуру финансирования, гарантирующую службам вещания необходимые средства для выполнения задач, возложенных на них государствами-членами в новых цифровых технологиях вещания;

ощущая риск демократического и социального дефицита, к которому могут привести новые технологические и рыночные отношения, и соглашаясь, что в цифровой среде должен быть установлен баланс между экономическими интересами и социальными потребностями общества,

Рекомендует Правительствам государств — членов Совета Европы принимать во внимание принципы, изложенные в приложении:

a) создавать адекватные правовые и экономические условия для развития цифрового вещания, гарантирующие плюрализм службам вещания и доступ к широкому выбору и разнообразию программ, включая их качества, техническое обслуживание с возможным использованием международных услуг;

b) защищать и, при необходимости, предпринимать соответствующие меры по защите и расширению любых средств массовой информации для их равнозначного участия наряду с цифровым вещанием;

c) гарантировать уважение и защиту несовершеннолетних и человеческого достоинства, избегать подстрекательства к насилию и ненависти в средствах цифрового вещания;

d) готовить общество к новым цифровым технологиям, в частности, поощряя введение схемы адекватной информации и обучения по использованию цифрового оборудования и новых услуг;

e) гарантировать поддержку государственных служб вещания как существенного фактора единства демократических обществ в новой цифровой среде, обеспечивая универсальный доступ граждан к программам вещания и предполагая, inter alia, важную роль перехода к будущему мировому цифровому вещанию;

f) способствовать переходу служб вещания к новым цифровым технологиям, уважая принципы предыдущих документов Совета Европы при установлении финансовых, технических и других условий, которые позволят беспрепятственно совершить такой переход;

g) органам власти, сотрудникам средств цифрового вещания и заинтересованным лицам руководствоваться в своей деятельности основными принципами, содержащимися в приложении к этой Рекомендации, и регулярно оценивать эффективность их выполнения.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (2003)9

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЦИФРОВОГО ВЕШАНИЯ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

1. Учитывая, что с технологической точки зрения развитие цифровых технологий неизбежно, было бы выгодно до перехода к трансляции цифрового вещания государствам — членам Советы Европы совместно с различными отраслями промышленности и общественными структурами составить четкую стратегию, гарантирующую максимум выгод и снижение возможных отрицательных эффектов этого переходного периода.

2. Такая стратегия должна содействовать сотрудничеству между операторами, обеспечивать доступность программ, взаимодействию декодеров, широкому разнообразию технических возможностей передачи информации, включая спутниковые цифровые каналы связи, использованию уникальных возможностей перераспределения частот, которые могут предложить цифровые технологии вещания.

3. Учитывая высокую стоимость цифрового вещания, государства — члены Советы Европы в своих информационных программах должны предусматривать пути быстрого переключения информационных средств связи на альтернативные средства информации с учетом соблюдения интересов всех групп общества, особенно при использовании некоммерческих, региональных и местных средств вещания, соблюдая соответствующую правовую структуру и благоприятные, экономические и технические условия.

4. При предоставлении цифровых вещательных лицензий местные органы власти должны гарантировать и другие различные виды связи, поощряя учреждение региональных и местных средств связи для более широкого охвата информации всех слоев общества.

1. Переход к цифровым технологиям: общество

1.1. Переход к цифровому вещанию

5. Государства — члены Совета Европы должны предпринимать меры, обеспечивающие высокую степень доступности к информации и к интерактивным услугам связи, гарантируя обществу широкий диапазон содержания программ вещания, постоянное обновление оборудования и цифровых систем связи.

6. Государства — члены Совета Европы должны уделять особое внимание сокращению стоимости услуг и оборудования цифрового вещания в целях избежания любой формы материальной дискриминации и между различными социальными категориями общества.

7. Во время утверждения даты цифрового включения средств связи государства — члены Совета Европы должны облегчить переход общества к цифровому вещанию, поощряя более широкий доступ к разнообразным устройствам и услугам цифровых средств связи.

8. Доступность средств массовой информации — ключевой фактор в сокращении риска "цифрового деления". Обществу следует предоставлять всестороннюю информацию о средствах цифрового вещания. Специальные курсы обучения по использованию цифрового оборудования и новых услуг являются одной из мер сокращения риска "цифрового деления". В частности, следует разъяснять пожилым людям и малоимущим категориям населения правила пользования цифровыми средствами связи. Все эти меры следует соблюдать государствами — членами Совета Европы, органами власти, общественным и местным учреждениям, связанным с переходом к цифровому радиовещанию.

9. В цифровых средствах вещания должны неукоснительно предусматриваться защита несовершеннолетних и чувство достоинства, отсутствие подстрекательства к ненависти и насилию, особенно по расовым и религиозным мотивам, а также беспристрастность информации и защита потребителей.

10. Должны быть предприняты всесторонние меры для улучшения доступа людей к разнообразным цифровым службам связи.

11. Государства — члены Совета Европы должны предпринимать все необходимые меры защиты прав личности в цифровой среде, особенно при использовании личных данных, собранных посредством интерактивных услуг.

1.2. Доступность общества к цифровой среде вещания

12. Государства — члены Совета Европы должны поощрять граждан за информацию о качестве электронного вещания для создания новых программ — каналов (услуг) по интересам различных слоев общества по доступным для них цифровым средствам связи.

13. Создатели электронных программ вещания должны предоставлять сведения о программах, с которыми они работают, предлагать ясную классификацию услуг и возможностей существующих программ, обеспечивая легкий доступ к ним всем пользователям с учетом предложений по усовершенствованию программирования.

14. Электронные программы и цифровые декодеры должны быть разработаны в соответствии с желаниями потребителей, позволяя выбирать программы согласно их предпочтению. Особое внимание должно быть уделено определенным потребностям инвалидов или людей, не знающих иностранные языки. Использование электронных программ в качестве рекламы не должно влиять на их содержание и функциональные возможности.

2. Переход к цифровой среде: службы связи

2.1. Общие принципы

15. При установлении политики об авторском праве и смежных правах государства — члены Совета Европы должны гарантировать защиту прав владельцев средств связи, с одной стороны, а с другой стороны, — широкий доступ к информации и содержанию цифровых вещательных услуг.

16. Экономические интересы создателей программ, операторов и сотрудников служб вещания должны учитываться в общем контексте борьбы с пиратством в цифровой среде.

17. Широкий доступ ко многим национальным и региональным цифровым услугам связи является крайне выгодным для людей, работающих, живущих или путешествующих за границей, и способствует свободному обмену информацией и лучшему взаимопониманию людей. Учитывая постоянную миграцию людей в Европе и углубление европейской интеграции, необходимо поддерживать и расширять услуги воздушного пространства и возможности международных аудиовизуальных средств связи для обеспечения цифрового вещания.

18. Государства — члены Совета Европы должны регулировать соотношение государственных служб вещания и частного сектора в средствах информации, не ограничивая собственников средств массовой информации, в то же время усиливая государственную службу вещания.

2.2. Принципы работы государственной службы вещания

а. Изменения работы государственной службы вещания

19. Государственные службы вещания с ведением цифровых технологий должны сохранить свое социальное предназначение, транслируя новости, образовательные, культурные и развлекательные программы, нацеленные на различные категории общества. Государства — члены Совета Европы должны предусматривать финансовые, технические и другие условия, необходимые для перехода к новым цифровым технологиям. Средства для изменения работы государственных служб вещания могут поступать от новых специализированных каналов, например в области информации, образования, культуры, и от новых диалоговых электронных программ. Государственные службы вещания должны играть центральную роль в процессе будущего перехода к всеобщему цифровому международному вещанию.

b. Всеобщий доступ к государственному вещанию

20. Всеобщая доступность является основой развития государственных служб вещания в цифровой сфере. Государства — члены Совета Европы должны удостовериться в том, что созданы правовые, экономические и технические условия для существования различных цифровых средств связи с разнообразными программами качества и услуг, которые способны объединить общество, несмотря на разделение аудитории при выборе различных программ вещания.

21. Государственные службы вещания должны гарантировать доступность широких слоев общества к своим услугам и электронным программам, несмотря на разнообразие цифровых средств связи.

с. Финансирование служб вещания

22. Государства — члены Совета Европы должны предоставить службам цифрового вещания необходимые финансовые средства для перехода к цифровым технологиям, для приобретения оборудования, создания и хранения электронных программ. Без постоянной и эффективной системы финансирования доступность служб цифрового вещания и масштаб их воздействия на общество могут значительно сократиться.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел