О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (2001) 8* КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

О вопросах саморегулирования виртуального содержания (саморегулирование и охрана пользователей от противоправного или причиняющего вред содержания новых информационных и коммуникационных услуг)

(Принята Комитетом Министров 5 сентября 2001 г. на 762-ом заседании Представителей Министров)

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ R (2001) 8

Комитет Министров, в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием;

принимая во внимание собственную Декларацию о европейской политике в области информационных технологий, принятую по случаю пятидесятой годовщины Совета Европы в 1999 году;

вновь указывая на приверженность государств-членов основному праву на свободу выражения мнения и информации, гарантированному Статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и наделяя полномочиями по надзору за ее применением Европейский Суд по правам человека;

вновь подтверждая, что свобода выражения мнения и информации необходима для общественного, экономического, культурного и политического развития каждого человеческого существа и представляет собой условие для гармоничного развития социальных и культурных групп, наций и международного сообщества, как это закреплено в собственной Декларации о свободе самовыражения и информации 1982 года;

подчеркивая, что продолжающееся развитие новых коммуникационных и информационных услуг должно служить для расширения права каждого, независимо от границ, выражать, искать, получать и распространять информацию и идеи для выгоды каждого человека и демократической культуры в любом обществе;

подчеркивая, что свобода использования новых коммуникационных и информационных услуг не должна вредить человеческому достоинству, правам человека и основным свободам других, особенно несовершеннолетних;

напоминая в своей Рекомендации R(89)7 о принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию, своей Рекомендации R(92)19 о видеоиграх, содержащих расизм, своей Рекомендации R(97)19 об изображении насилия в электронных средствах информации, свою Рекомендацию R(97)20 о "речах, содержащих ненависть" и параграфе "а" Статьи 4 Международной Конвенции ООН об искоренении всех форм расовой дискриминации 1965 года;

принимая во внимание различия во внутреннем уголовном праве относительно незаконного содержания, равно как и различия в том, какое содержании может восприниматься как потенциально вредное, особенно для несовершеннолетних и их физического, психического и морального развития (ниже и в дальнейшем — "вредное содержание");

принимая во внимание тот факт, что саморегулируемые организации, в соответствии с национальными условиями и традициями, могли бы участвовать в мониторинге согласованности определенных стандартов, возможно, в рамках совместного регулирования, таким образом, как это определяется в конкретной стране;

осознавая инициативы саморегулирования по исключению незаконного содержания и охране пользователей от вредного содержания, которое используют новые коммуникационные и информационные индустрии, иногда в сотрудничестве с государством, равно как и существование технических стандартов и устройств, позволяющих пользователям выбирать и отфильтровывать содержание;

стремясь поощрять и усиливать саморегулирование и охрану пользователя от незаконного и вредного содержания,

Рекомендует Правительствам государств-членов:

1) приводить в исполнение в своем внутреннем праве и (или) практике принципы, прилагаемые к настоящей Рекомендации;

2) широко распространять настоящую Рекомендацию и прилагаемые принципы, где это возможно сопровождаемую переводом; и

3) в частности, предложить их вниманию средств информации, новых коммуникационных и информационных индустрии, равно как и распорядительных органов в сфере средств информации и новых коммуникационных и информационных услуг и соответствующих государственных органов.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ R (2001) 8

ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ОТНОСИТЕЛЬНО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОТ НЕЗАКОННОГО И ВРЕДНОГО СОДЕРЖАНИЯ НОВЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Глава 1. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Государства-члены должны поощрять создание организаций, которые представляют деятелей в сфере Интернета, например, провайдеров услуг Интернета, провайдеров содержания и пользователей.

2. Государства-члены должны поощрять такие организации к созданию регулятивных механизмов, особенно в пределах своей деятельности, в частности, что касается создания кодексов поведения и мониторинга совместимости с этими кодексами.

3. Государства-члены должны поощрять применение организациями в сфере средств информации с такими стандартами саморегулирования к применению последних, насколько это возможно, к новым коммуникационным и информационным услугам.

4. Государства-члены должны стимулировать такие организации к участию в соответствующих законодательных процедурах, например, через консультации, слушания и заключения экспертов, и к применению соответствующих норм, в частности, путем мониторинга совместимости с этими нормами.

5. Государства-члены должны способствовать сотрудничеству между этими организациями как на уровне стран Европы, так и на международном уровне.

Глава 2. ПРИЗНАКИ СОДЕРЖАНИЯ

6. Государства-члены должны поощрять определение набора признаков вредного содержания новых коммуникационных и информационных услуг, в как можно более широком географическом масштабе и в сотрудничестве с организациями, упомянутыми в главе 1, которые должны обеспечить нейтральную маркировку содержания, позволяя, таким образом, пользователям принимать собственные суждения относительно такого содержания.

7. Такие признаки содержания должны указывать, например, на содержание, включающее насилие и порнографию, равно как и на содержание, поощряющее использование табака или алкоголя, азартных игр, и содержание, которое допускает анонимные и без надзора контакты между несовершеннолетними и взрослыми.

8. Провайдеры содержания должны поощряться в применении этих признаков содержания для того, чтобы позволить пользователям распознавать и фильтровать содержание независимо от его происхождения.

Глава 3. ИНСТРУМЕНТЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ

9. Государства-члены должны способствовать развитию широкого набора инструментов поиска и профилей для фильтров, которые позволяют пользователям отбирать содержание на основании его признаков.

10. Фильтрование должно применяться пользователями добровольно.

11. Государства-члены должны поощрять использование инструментов условного доступа провайдерами содержания и услуг в отношении вредного для несовершеннолетних содержания, таких, как системы проверки возраста, личные идентификационные коды, пароли, системы шифрования и декодирования или доступ путем применения карт с электронным кодом.

Глава 4. СИСТЕМЫ ЖАЛОБ НА СОДЕРЖАНИЕ

12. Государства-члены должны поощрять создание систем жалоб на содержание, таких, как горячие линии, которые обеспечиваются провайдерами услуг Интернета, провайдерами содержания, ассоциациями пользователей или другими учреждениями. Подобные системы жалоб на содержание должны, где это необходимо для обеспечения адекватного реагирования против предположительно незаконного содержания, быть дополнены горячими линиями, предоставляемыми государственными органами.

13. Государства-члены должны поощрять разработку общего минимума требований и практики относительно этих систем жалоб на содержание. Такие требования должны включать, например:

a) предоставление специального постоянного веб-адреса;

b) доступность системы жалоб на содержание на круглосуточной основе;

c) обеспечение общественности информацией о лицах и организациях, которые несут юридическую ответственность, входящее в компетенцию органов, предлагающих системы жалоб на содержание;

d) обеспечение общественности информацией о правилах и практике, относящихся к подаче жалоб на содержание, включая сотрудничество с органами правоприменения, что касается предполагаемого незаконного содержания;

e)обеспечение ответов пользователям относительно рассмотрения их жалоб на содержание;

f) обеспечение связей с другими системами жалоб на содержание за рубежом.

14. Государства-члены должны создать на национальном уровне адекватные условия для сотрудничества между органами по рассмотрению жалоб на содержание и государственными органами, в том, что касается предполагаемого незаконного содержания. Для этой цели государства-члены должны определить юридические обязанности и привилегии органов, предлагающих системы жалоб на содержание при доступе, копировании, собирании и пересылке предполагаемого незаконного содержания правоприменительным органам.

15. Государства-члены должны поддерживать сотрудничество между органами, занимающимися жалобами на содержание, как на уровне стран Европы, так и на международном уровне.

16. Государства-члены должны предпринимать все необходимые юридические и административные меры для трансграничного сотрудничества между соответствующими правоприменительными органами по вопросам жалоб и расследований относительно предполагаемого незаконного содержания из-за рубежа.

Глава 5. ПОСРЕДНИЧЕСТВО И АРБИТРАЖ

17. Государства-члены должны способствовать созданию на национальном уровне добровольных, справедливых, независимых, доступных и эффективных органов или процедур для несудебного посредничества, равно как и механизмов арбитража для разрешения споров по вопросам о содержании.

18. Государства-члены должны поощрять сотрудничество между этими органами посредничества и арбитража как на уровне стран Европы, так и на международном уровне; открытый доступ к таким процедурам посредничества и арбитража независимо от границ, взаимное признание и исполнение несудебных решений, достигнутых в результате использования этих процедур, с должным вниманием к национальному ordre public и основным процедурным гарантиям.

Глава 6. ИНФОРМИРОВАНИЕ И ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

19. Государства-члены должны поощрять разработку качественных средств маркировки для содержания Интернета, например, для официального содержания, образовательного содержания и содержания, при годного для детей, с тем, чтобы пользователи могли распознавать или искать такое содержание.

20. Государства-члены должны способствовать осведомленности и информированности общественности о механизмах саморегулирования, признаках содержания, инструментах фильтрования, инструментах ограничения доступа, системах жалоб на содержание и несудебном посредничестве и арбитраже.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел