О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕЗОЛЮЦИЯ (70) 1* КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Практическая организация мер по надзору за условно осужденными или условно освобожденными преступниками и по последующему их сопровождению

(Принята Комитетом Министров 26 января 1970 г. на 186-ом заседании Представителей Министров)

Комитет Министров,

вновь обращаясь к Резолюции (65) 1 об отложенных приговорах, пробации и других альтернативах лишению свободы;

принимая во внимание, что эффективность мер по некарательному воздействию представляет во всех государствах-членах самую важную цель уголовной политики;

принимая во внимание желательность избежания применения наказания в виде лишения свободы всякий раз, когда это возможно;

принимая во внимание, что пробация, условное освобождение и схожие меры, обеспечивающие некарательное воздействие на свободе, разрабатываются в большинстве государств-членов;

принимая во внимание, что целесообразно разработать наиболее подходящую юридическую структуру и наиболее эффективные службы и методы некарательного воздействия в соответствии с этими мерами;

принимая во внимание, что установление общих принципов использования условных мер желательно для благоприятной разработки этих мер и что дополнительно это поможет реализации Европейской Конвенции по надзору за условно осужденными или условно-освобожденными преступниками,

Рекомендует Правительствам государств-членов:

1. (а) Рассмотреть свое законодательство с тем, чтобы:

изучить целесообразность введения, разработки и улучшения различных форм отложения приговоров и родственных мер, или изменения методов реализации таких мер;

изучить возможность снятия или сокращения ограничений на применение условных мер (относительно категорий преступников или категорий преступлений), которые препятствуют индивидуализации наказаний;

(b) рассмотреть возможность проведения следствия до осуждения, которое предоставляет полезную информацию о характере преступника и социальных обстоятельствах, каждый раз при вынесении решения о пробации или похожей меры, предусматривающей надзор;

(c) нанимать для проведения такого следствия персонал, обученный получать и представлять объективную информацию о потребностях преступника и потенциальных возможностях исправления;

(d) предусмотреть гарантии против необоснованного вмешательства в глубоко личную сферу в ходе социального расследования, а равно как и против ненадлежащего использования полученной информации.

2. (а) Пересмотреть, а в случае необходимости внести изменения в юридические нормы, касающиеся предоставления условного освобождения, такие, как относящиеся к срокам вынесенного приговора, минимальному сроку отбытия наказания до освобождения или ограничениям, касающимся некоторых категорий преступников, например, рецидивистов;

(b) обеспечить, чтобы отбывающие пожизненные приговоры имели возможность, путем периодического пересмотра дела, быть освобожденными условно или, по крайней мере, имели основание для помилования после должного изучения их личности и необходимости защиты интересов общества;

(c) требовать от службы пробации, или других подобных служб, компетентных в данном вопросе, в дополнение к установленному законом последующему сопровождению, обязанности последующего сопровождения даже по отношению к преступникам, отпущенным на свободу безусловно;

(d) гарантировать, чтобы любая процедура по условному освобождению предусматривала в отношении каждого преступника полное изучение его дела и выражение им собственной точки зрения для принятия точных решений, для должного учета потребностей преступника в некарательном воздействии на преступника с учетом защиты интересов общества;

(e) пересмотреть и разработать, особенно в свете текущих нововведений, средства, имеющие целью облегчение перехода от условий жизни в учреждениях к свободе после освобождения. В частности, реализация специальных и детальных планов по освобождению должна начинаться в подходящий момент во время отбывания наказания.

3. (а) Обеспечить разработку методов надзора, которые способствуют созданию и установлению отношений между служащим пробации и его клиентом в социальном контексте, с помощью чего преступнику может быть оказана помощь в решении личных проблем;

(b) пересмотреть и, при необходимости, инициировать создание такого законодательства, чтобы любые требования, сопровождающие пробацию, условное освобождение или схожие меры, могли предоставлять возможность достижения наиболее эффективного исправления, гарантируя также, что эти требования в полной мере уважают права человека и личное
достоинство;

(c) изучить существующие положения по обращению с преступниками с особыми проблемами (такими, как наркотическая или алкогольная зависимость) и, при необходимости, учесть все подобные положения;

(d) изучить, и при необходимости, разработать положения о месте проживания лиц, условно осужденных или условно освобожденных;

(e) обеспечить возможность изменения требований, закрепленных в распоряжениях об условном наказании или освобождении, в свете изменения потребностей осужденных или обстоятельств.

4. (а) Обеспечить независимо от административной структуры, в рамках которой существуют пробация, условное освобождение или тюремные службы, полную интеграцию их методов для работы с преступниками;

(b) обеспечить набор профессионального квалифицированного персонала в качестве необходимой основы эффективной службы пробации;

(c) рассмотреть целесообразность использования работников-добровольцев в работе профессионального персонала;

(d) уделять внимание, когда это необходимо, улучшению условий труда служащих пробации, учитывая особые трудности, присущие их работе;

(e) организовать начальную подготовку профессионального персонала, который заканчивает любое подготовительное обучение до службы, а равно как и подготовку во время службы для улучшения теоретических знаний и практического опыта;

(f) обеспечить эффективность процедур отбора и инструктажа добровольческого персонала, равно как и возмещение необходимых расходов;

(g) рассмотреть вопрос о том, с каким количеством заключенных, приходится работать профессиональным и добровольческим служащим с тем, чтобы достичь наиболее эффективного обращения с ними, с учетом занятости человеческих и материальных ресурсов.

5. (а) Предусмотреть общую административную инспекцию служб пробации и условно-досрочного освобождения;

(b)предусмотреть надзор для обеспечения контроля над исполнением распоряжений о пробации и условном освобождении;

(c) обеспечить закрепление за конкретными служащими надзора за условиями их жизни, чтобы повышать профессионализм их службы;

(d) обеспечить эффективную фиксацию дел.

6. (а) Обеспечить соблюдение требований, установленных распоряжениями о пробации или условном освобождении, путем используемых для этой цели санкций;

(b) изучить свое законодательство и практику таким образом, чтобы любые санкции, касающиеся случаев избежания надзора или пренебрежения требованиями условно-досрочно освобожденным без возвращения к преступной деятельности, могли учитывать не только нарушение установленных условий, но также общее отношение преступника к наказанию
и необходимость его исправления;

(c) изучить свое законодательство и практику для обеспечения того, чтобы при наличии возврата к преступной деятельности существовал следующий выбор:

применение безусловного наказания за новое преступление и за которое были применены условные меры;

сохранение первоначально примененной условной меры, с изменениями некоторых предусмотренных ею условий, и установление второго наказания, но в этот раз безусловного, за новое преступление;

объявление второй условной меры за прежнее и новое преступления.

7. Способствовать исследованиям определению того, к кому из преступников может быть применена пробация, а также о функционировании систем пробации и условного освобождения.

8. Обеспечить широкое распространение доклада Совета Европы о практической организации мер по надзору за условно осужденными или условно освобожденными преступниками и по последующему контролю в частности, соответствующих служб.

Предлагает Правительствам каждые три года предоставлять доклад Генеральному Секретарю Совета Европы, информируя его о действиях, предпринятых ими по этим рекомендациям.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел