О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (88) 7* КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

О включении программы здравоохранения в общеобразовательных учреждениях и о ее роли в образовании преподавателей

(Принята Комитетом Министров 18 апреля 1988 г. на 416-ой встрече Представителей Министров)

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (88) 7

Комитет Министров согласно статье 15.b Устава Совета Европы, принимая во внимание цель организации по осуществлению более близкого сотрудничества между ее членами и учитывая, что этой цели может содействовать, наравне с другими мерами, установление общего подхода в области здравоохранения и социальной защиты;

принимая во внимание Рекомендацию № R(82)4 о предотвращении проблем, связанных с употреблением алкогольных напитков, особенно среди молодежи, Рекомендацию № R(82)5 о предотвращении наркомании и о необходимой роли образования в сфере здравоохранения, а также принципы, положенные в основу указанных Рекомендаций;

учитывая то, что несмотря на развитие санитарных систем, соединяющих общие превентивные меры с медицинскими службами, продолжают появляться многочисленные проблемы здравоохранения, которые не могут быть решены превентивными средствами и традиционным лечением;

предусматривая, что большая часть этих проблем связана с патогенным образом жизни и что обучение в сфере здравоохранения может способствовать их избежанию, приветствуя и поощряя здоровый образ жизни;

учитывая, что помимо главного воспитания, получаемого в семье, особая роль должна быть уделена школе, которая объединяет огромное количество молодежи, т.е. возрастную группу, наиболее способную вести благоприятное для здоровья поведение;

принимая во внимание, что учреждение учебных программ здравоохранения требует:

меры планирования и обработки программ здравоохранения;

четкое определение роли образования в данной области;

базовое образование в ходе работы и в будущем всех преподавателей, позволяя им совершенствоваться в обсуждаемых вопросах, в областях их компетенции,

Рекомендует Правительствам государств — членов Света Европы проводить общую политику программы здравоохранения в общеобразовательных учреждениях, учитывая условия, содержащиеся в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (88) 7

1. Базовые понятия

1.1. Здоровье, т.е. отсутствие инфекций и болезней, является основой благополучной общественной, умственной, духовной, эмоциональной и физической жизни. Оно не постоянно, поэтому нужно приобретать, защищать и восстанавливать его на протяжении всей жизни.

1.2. Обучение в сфере здравоохранения главным образом состоит в следующем:

лучше знакомить с факторами, влияющими на здоровье;

изучать отношения, существующие между здоровьем и физической, психологической средой;

формировать индивидуальное, семейное и коллективное сознание и ответственность в области здравоохранения;

поощрять и содействовать здоровому образу жизни.

1.3. В школе программа здравоохранения состоит в том, чтобы знакомить детей и подростков с формальными и неофициальными ситуациями, позволяя им усваивать благоприятный для здоровья образ жизни, предоставляя им полную информацию и возможность самостоятельно принимать решения. Это образование отличается от других преподаваемых дисциплин тем, что эта междисциплинарная деятельность должна пропитать всю жизнь школы, распространиться на внешний коллектив и требовать личного обязательства всех заинтересованных лиц.

2. Цели программы здравоохранения в общеобразовательных учреждениях

Программа здравоохранения в школе должна:

i) на дошкольном уровне благоприятствовать умственному, общественному и эмоциональному развитию детей, помогать им поддерживать здоровье и поощрять опыт в принятии самостоятельных решений;

ii) в начальной школе позволять ученикам постепенно приобретать знания о развитии человека, отдавать себе отчет в фундаментальных аспектах отношений между здоровьем и окружающей средой;

iii) в средней школе позволять молодежи развивать знания о физическом, психологическом и общественном развитии человека и о факторах, имеющих положительное или отрицательное влияние на здоровье; соблюдать здоровый образ жизни в этот период физического и психологического становления, приобретая уважение к себе; учить анализировать отношения и поведение, влияющее на здоровье, в процессе принятия решений.

3. Директивные линии планирования и составления программы здравоохранения

3.1. Программы обучения в сфере здравоохранения должны учитывать социальный и культурный уровень школьников.

3.2. Ответственные лица программы должны учитывать:

i) потребности здоровья и поведение, влияющее на здоровье детей, молодежи и их родителей;

ii) потребности здоровья, определенные врачами, практиками и санитарными инспекторами;

iii) потребности здоровья и поведение, влияющее на здоровье коллектива детей и молодых людей или тех, кто может учиться в будущем.

3.3. Ответственные лица должны с участием заинтересованных лиц определять учебные программы здравоохранения, которые отражают потребности и приоритеты данного вопроса. Эти программы включают три уровня:

3.3.1. учебная программа здравоохранения, включающая элемент открытого преподавания и разнообразных подходов;

3.3.2. этика в школе или здоровье в школе. Надо заботиться о том, чтобы жизнь в школе содействовала целям программы обучения в сфере здравоохранения; она должна гарантировать физическое и умственное здоровье и хорошие общественные отношения;

3.3.3. различные пособия учебной санитарной службы и социальных служб. Сотрудничество между школой, санитарными и социальными службами необходимо для обеспечения участия последних в составлении учебных программ здравоохранения и в их исполнении.

3.4. Программа здравоохранения должна учитывать изменения внутри учебного коллектива.

3.5. Темы здоровья должны постоянно обновляться по мере того, как повышается уровень понимания учениками проблем, соответствующих их интересам и потребностям (спиральное развитие программы).

3.6. Для достижения целей влияние знаний на изменение образа поведения могут использоваться все методы, от наиболее классических до более современных: традиционные занятия, обсуждение, работа в группах, общественно-воспитательная деятельность, техническая связь и т.д. Каковы бы ни были предпринимаемые методы, их эффективность обусловлена причастностью и силой убеждения преподавателя.

4. Исследование и оценка

4.1. Исследование может позволить лучше познакомиться с представлениями учеников, преподавателей, родителей, общественного, санитарного персонала и представителей коллектива о вопросах здоровья и вырабатывать с учетом данных наук дидактические средства, улучшающие рабочие условия в классах.

4.2. Все элементы программы и результаты должны оцениваться; преподаватели, ученики, родители, общественный и санитарный персонал, представители коллектива должны участвовать в этих процессах.

5. Образование преподавателей

5.1. Учитывая различные преподаваемые дисциплины, все преподаватели должны участвовать в обучении в сфере здравоохранения.

5.2. Преподаватели начальной школы должны получить образование, преимущественно, до работы, а затем — во время работы. Преподаватели средней школы должны изучать проблемы здравоохранения во время своего основного обучения и иметь возможность углублять знания в ходе дальнейшей работы.

6. Профессиональная подготовка преподавателей

6.1. Преподаватели должны:

i) знать теоретические основы обучения в сфере здравоохранения;

ii) быть в курсе изменений в этой области на национальном уровне, в системе воспитания и в коллективе.

6.2. В образовании акцент должен быть сделан на следующих пунктах:

i) возможности, которые имеет школа для улучшения индивидуального и "коллективного" здоровья;

ii) в воспитании здоровья речь идет не только о предоставлении сведений, но также об уточнении ценностей, об отношении к вере, этот процесс не исключает этические нормы;

iii) здоровье имеет несколько аспектов и руководствуется намерениями и политическими делами, осуществляемыми в различных секторах деятельности правительства (например, в санитарной, социальной и экономической областях);

iv) обучение в сфере здравоохранения должно рассматриваться как демократический процесс, в котором ученики могут искать и использовать информацию для принятия решений в данной области.

6.3. С этой целью подготовка преподавателей по обучению в сфере здравоохранения предусматривает следующие принципы:

i) расширять знания о здоровье, социальных, эмоциональных, моральных, умственных, физических аспектах;

ii) улучшать понимание взаимосвязи между здоровьем и элементами биографии;

iii) помогать преподавателям и ученикам отдавать себе отчет в том, что обучение в сфере здравоохранения является основополагающим для развития личности;

iv) учитывать, что вопросы здоровья могут включаться в другие аспекты программы;

v) указывать значимость разнообразных и неофициальных подходов и необходимость совместимости с формальной программой здравоохранения;

vi) помогать преподавателям и ученикам знакомиться с соответствующими методами обучения в сфере здравоохранения;

vii) помогать преподавателям признавать роль других в обучении в сфере здравоохранения и поощрять компетенцию коллег, санитарного персонала школы, родителей и т.д.

6.4. Содержание образования должно быть таким, чтобы все преподаватели во время их профессиональной подготовки:

i) приобретали основные знания и сознавали их ответственность за создание учебной здоровой среды;

ii) были заинтересованы в нуждах детей в вопросе здоровья;

iii) имели хорошую идею фундаментальных процессов развития ребенка;

iv) были компетентны при принятии решений относительно своего здоровья;

v) знали методологию использования когнитивных и эмоциональных основ в составлении программ;

vi) обладали новыми представлениями, позволяющими сотрудничать с коллегами в составлении педагогических стратегий;

vii) были способны сотрудничать с другими лицами, системами и службами.

6.5. Преподаватели, которым отведена особая роль в учебной программе здравоохранения, например, координаторы, которые преподают некоторые части программы или занимаются особыми группами детей, должны обладать соответствующей компетенцией. Они должны знать все аспекты программы здравоохранения.

В частности, они должны:

i) быть компетентными в осуществлении программ и ликвидации пробелов;

ii) выполнять функции, возложенные на них в соответствии с программами;

iii) оказывать помощь другим преподавателям;

iv) оценивать степень успеха программы, соответствие использованных методов и эффективность программы здравоохранения.

7. Организация образования преподавателей

7.1. Нужно создавать образовательные учреждения преподавателей и аналогичные учреждения для данного типа образования; вместо того, чтобы приглашать самих специалистов, эти учреждения должны назначать координатора для привлечения всевозможных специалистов различных дисциплин для получения такого образования.

7.2. Процесс получения образования должен вестись в школе и обеспечиваться координаторами вышеупомянутых учреждений.

7.3. Образовательные учреждения, ответственные за базовое образование и работу преподавателей, должны соблюдать принципы законодательства образования в сотрудничестве между секторами здравоохранения образования.

Эти документы должны содержать:

i) руководство образования, относящегося одновременно к методам и к содержанию;

ii) все необходимые материалы для преподавателей, участвующих в занятиях.

7.4. Образование должно включать рассмотрение актуальных тем.

8. Развитие политики в вопросе обучения в сфере здравоохранения

8.1. Чтобы обучение в сфере здравоохранения существовало во всей учебной системе, следует проводить политику, содержащую:

i) гарантии координации на центральных, региональных и местных уровнях и между секторами здравоохранения и образования посредством комитетов координации перед введением программ здравоохранения;

ii) назначение ответственных лиц на региональном уровне для развития стратегии внутри школ, тесного сотрудничества с директором учреждения и, при необходимости, с координационным комитетом школы;

iii) предоставление ресурсов и необходимого времени в распоряжение всех заинтересованных лиц.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел