Официальный перевод на русский язык
Государства -   члены  Совета  Европы  и  другие  государства,
подписавшие настоящую рамочную Конвенцию,
считая, что целью Совета Европы является  достижение  большего
единства  между его Членами во имя защиты и осуществления идеалов и
принципов, являющихся их общим достоянием,
считая, что одним из средств  достижения  этой  цели  является
защита и дальнейшее развитие прав человека и основных свобод,
желая претворять  в жизнь положения Декларации глав государств
и правительств государств - членов Совета Европы,  принятой в  Вене
9 октября 1993 года,
исполненные решимости   защищать   на   своих  соответствующих
территориях существование национальных меньшинств,
считая, что потрясения,  имевшие место в европейской  истории,
продемонстрировали,  что  защита  национальных  меньшинств является
необходимым условием для стабильности, демократической безопасности
и мира на европейском континенте,
считая, что   плюралистическое   и   подлинно  демократическое
общество должно не только уважать этническую,  культурную, языковую
и   религиозную   самобытность   любого   лица,   принадлежащего  к
национальному меньшинству,  но также  создавать  и  соответствующие
условия,   позволяющие   выражать,   сохранять   и   развивать  эту
самобытность,
считая, что   создание   обстановки   терпимости   и   диалога
необходимо   для  того,  чтобы  культурное  разнообразие  в  каждом
обществе стало источником,  а также фактором обогащения,  а не  его
раскола,
считая, что развитие терпимой и процветающей Европы зависит не
только от сотрудничества между государствами,  но и основывается на
трансграничном   сотрудничестве   между  местными  и  региональными
властями при соблюдении Конституции и  территориальной  целостности
каждого государства,
принимая во  внимание  Конвенцию  о  защите  прав  человека  и
основных свобод и Протоколы к ней,
принимая во  внимание  обязательства  по  защите  национальных
меньшинств,  содержащиеся  в  конвенциях  и декларациях Организации
Объединенных Наций,  а также в документах Совещания по безопасности
и  сотрудничеству в Европе,  в частности в Копенгагенском документе
от 29 июня 1990 года,
исполненные решимости определить  принципы,  которые  надлежит
соблюдать,  и обязательства,  которые вытекают из них,  с тем чтобы
обеспечить в государствах-членах и в других  государствах,  которые
могут  стать  участниками настоящего документа,  эффективную защиту
национальных меньшинств и прав и свобод лиц,  принадлежащих к  ним,
при  соблюдении  верховенства  закона  и  уважении  территориальной
целостности и государственного суверенитета,
исполненные решимости    претворять    в    жизнь    принципы,
закрепленные    в   настоящей   рамочной   Конвенции,   посредством
национального законодательства  и  соответствующей  государственной
политики,
согласились о нижеследующем:
                              РАЗДЕЛ I
                              Статья 1
Защита национальных   меньшинств   и   прав   и   свобод  лиц,
принадлежащих к этим  меньшинствам,  является  неотъемлемой  частью
международной  защиты  прав  человека и в качестве таковой является
областью международного сотрудничества.
                              Статья 2
Положения настоящей     рамочной     Конвенции     применяются
добросовестно,  в  духе  понимания  и  терпимости  и  с соблюдением
принципов добрососедства,  дружественных отношений и сотрудничества
между государствами.
                              Статья 3
1. Любое  лицо,  принадлежащее  к  национальному  меньшинству,
имеет   право   свободного   выбора    рассматриваться    или    не
рассматриваться  как таковое,  и этот выбор или осуществление прав,
которые связаны с этим выбором,  никоим образом не должны  ущемлять
данное лицо.
2. Лица,  принадлежащие  к  национальным  меньшинствам,  могут
осуществлять  права  и  пользоваться  свободами,   вытекающими   из
принципов,    закрепленных    в   настоящей   рамочной   Конвенции,
индивидуально, а также совместно с другими лицами.
                             РАЗДЕЛ II
                              Статья 4
1. Стороны обязуются гарантировать любым лицам,  принадлежащим
к национальным меньшинствам,  право на равенство перед законом и на
равную  защиту  со  стороны  закона.   В   связи   с   этим   любая
дискриминация,   основанная   на   принадлежности  к  национальному
меньшинству, запрещается.
2. Стороны   обязуются   принимать   в   необходимых   случаях
надлежащие   меры,   с   тем   чтобы   поощрять  во  всех  областях
экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и
действительное    равенство    между   лицами,   принадлежащими   к
национальному меньшинству,  и лицами,  принадлежащими к большинству
населения.  В связи с этим Стороны должным образом учитывают особое
положение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
3. Меры, принимаемые в соответствии с положениями пункта 2, не
рассматриваются как акт дискриминации.
                              Статья 5
1. Стороны  обязуются поощрять создание благоприятных условий,
позволяющих  обеспечить   лицам,   принадлежащим   к   национальным
меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а
также  сохранять  основные  элементы  их  самобытности,  а  именно:
религию, язык, традиции и культурное наследие.
2. Без  ущерба  для  мер,  принимаемых  в  рамках  своей общей
интеграционной   политики,   Стороны   воздерживаются   от    любых
политических  или практических действий,  имеющих целью ассимиляцию
лиц,  принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле, и
защищают   этих  лиц  от  любых  действий,  направленных  на  такую
ассимиляцию.
                              Статья 6
1. Стороны поощряют дух терпимости и диалог между  культурами,
а   также   принимают  эффективные  меры  по  содействию  взаимному
уважению,  взаимопониманию и  сотрудничеству  между  всеми  лицами,
проживающими   на  их  территории,  независимо  от  их  этнической,
культурной,  языковой или религиозной  принадлежности,  особенно  в
области образования, культуры и средств информации.
2. Стороны  обязуются принимать все надлежащие меры для защиты
лиц, которые могли бы стать жертвами угроз или актов дискриминации,
враждебности  или  насилия  по  причине их этнической,  культурной,
языковой или религиозной принадлежности.
                              Статья 7
Стороны обеспечивают    уважение    прав     каждого     лица,
принадлежащего  к  национальному  меньшинству,  на  свободу  мирных
собраний и свободу ассоциаций,  свободу выражения мнения и  свободу
мысли, совести и религии.
                              Статья 8
Стороны обязуются  признавать за любым лицом,  принадлежащим к
национальному меньшинству,  право  исповедовать  свою  религию  или
выражать убеждения, а также право создавать религиозные учреждения,
организации и ассоциации.
                              Статья 9
1. Стороны  обязуются  признавать,  что  право  любого   лица,
принадлежащего  к  национальному меньшинству,  на свободу выражения
мнения включает свободу придерживаться какого-либо мнения и свободу
получать и обмениваться информацией или идеями на языке меньшинства
без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от
границ.  В рамках своих правовых систем Стороны обеспечивают, чтобы
лица,  принадлежащие к национальным меньшинствам,  не  подвергались
дискриминации в отношении доступа к средствам информации.
2. Положения  пункта  1  не  препятствуют Сторонам вводить без
какой-либо дискриминации  и   на   основе   объективных   критериев
лицензирование      деятельности      предприятий     радиовещания,
телевизионного вещания или кинематографа.
3. Стороны не препятствуют созданию и  использованию  печатных
средств    информации   лицами,   принадлежащими   к   национальным
меньшинствам. В рамках законодательства, регулирующего деятельность
радиовещания   и   телевизионного  вещания,  Стороны  обеспечивают,
насколько это возможно  и  с  учетом  положений  пункта  1,  лицам,
принадлежащим  к национальным меньшинствам,  возможность создания и
использования собственных средств информации.
4. В рамках своих правовых систем Стороны принимают надлежащие
меры  для  облегчения  доступа  лиц,  принадлежащих  к национальным
меньшинствам,  к средствам информации для  поощрения  терпимости  и
обеспечения культурного плюрализма.
                             Статья 10
1. Стороны обязуются признавать за любым лицом,  принадлежащим
к национальному  меньшинству,  право  свободно  и  беспрепятственно
пользоваться  языком своего меньшинства устно и письменно в частной
жизни и публично.
2. В районах традиционного проживания,  а также там, где лица,
принадлежащие к национальным меньшинствам,  составляют значительное
число, в случаях, если эти лица просят об этом и если такие просьбы
отвечают    реальным   потребностям,   Стороны   будут   стремиться
обеспечить,   насколько   это   возможно,   условия,    позволяющие
использовать  язык  меньшинства  в  отношениях между этими лицами и
административными властями.
3. Стороны  обязуются   гарантировать   право   любого   лица,
принадлежащего  к национальному меньшинству,  получить в кратчайший
срок на языке,  который оно понимает,  информацию  о  причинах  его
ареста,   характере   и  причине  любого  выдвинутого  против  него
обвинения,  а также вести защиту на этом языке,  получая для  этого
при необходимости бесплатную помощь переводчика.
                              Статья 11
1. Стороны обязуются признавать за любым лицом,  принадлежащим
к национальному  меньшинству,  право  пользоваться  своей  фамилией
(патронимом),  именами  и  отчеством на языке этого меньшинства,  а
также право на их официальное признание в соответствии с условиями,
предусмотренными их правовыми системами.
2. Стороны обязуются признавать за любым лицом,  принадлежащим
к национальному  меньшинству,  право  размещать  публично  вывески,
надписи  и  другую  информацию  частного  характера на языке своего
меньшинства.
3. В районах традиционного проживания значительного числа лиц,
принадлежащих  к национальному меньшинству,  Стороны в рамках своих
правовых  систем,  включая  в  случае  необходимости  соглашения  с
другими   государствами,  будут  стремиться,  с  учетом  конкретных
условий,   устанавливать   указатели   с   традиционными   местными
наименованиями,  названиями  улиц  и с другой,  предназначенной для
населения   топографической   информацией,   также   и   на   языке
меньшинства,   если   в   такой   информации   имеется  достаточная
потребность.
                              Статья 12
1. Стороны в случае необходимости  принимают  меры  в  области
образования   и  научных  исследований  с  целью  поощрения  знания
культуры,  истории,  языка  и  религии   как   своих   национальных
меньшинств, так и большинства населения.
2. В этом контексте Стороны,  в частности, создают возможности
для подготовки преподавателей,  обеспечения школьными учебниками  и
облегчают  контакты  между учащимися и преподавателями из различных
общин.
3. Стороны обязуются обеспечивать равные возможности доступа к
образованию  на всех уровнях для лиц,  принадлежащих к национальным
меньшинствам.
                              Статья 13
1. В рамках своих образовательных систем Стороны  признают  за
лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, право создавать
и управлять своими собственными  частными  учреждениями  в  области
образования и обучения.
2. Осуществление  этого  права  не  влечет  никаких финансовых
обязательств для Сторон.
                             Статья 14
1. Стороны обязуются признавать за любым лицом,  принадлежащим
к национальному меньшинству, право изучать язык своего меньшинства.
2. В районах традиционного проживания,  а также там, где лица,
принадлежащие к национальным меньшинствам,  составляют значительное
число,  Стороны, в случае достаточной потребности в этом, стремятся
обеспечить, насколько это возможно и в рамках своих образовательных
систем,  чтобы  лица,  принадлежащие  к  этим  меньшинствам,  имели
надлежащие возможности изучать язык своего меньшинства или получать
образование на этом языке.
3. Положения  пункта 2 настоящей статьи проводятся в жизнь без
ущерба для изучения официального языка  или  преподавания  на  этом
языке.
                              Статья 15
Стороны обязуются    создавать    необходимые    условия   для
эффективного   участия   лиц,    принадлежащих    к    национальным
меньшинствам,  в культурной,  общественной и экономической жизни, а
также в ведении публичных дел, особенно тех, которые их касаются.
                              Статья 16
Стороны воздерживаются от принятия таких мер, которые, изменяя
структурный  состав  населения в каком-либо регионе проживания лиц,
принадлежащих к национальным меньшинствам,  имеют  целью  ущемление
прав  и  свобод,  вытекающих  из принципов,  изложенных в настоящей
рамочной Конвенции.
                              Статья 17
1. Стороны обязуются не препятствовать осуществлению прав лиц,
принадлежащих   к   национальным   меньшинствам,   устанавливать  и
поддерживать свободные и мирные контакты через границы с лицами, на
законных основаниях находящимися на территории других государств, в
частности  с  лицами,  с  которыми  они  имеют  общую   этническую,
культурную,   языковую   и   религиозную   самобытность  или  общее
культурное наследие.
2. Стороны обязуются не препятствовать осуществлению прав лиц,
принадлежащих    к   национальным   меньшинствам,   участвовать   в
деятельности неправительственных организаций как  на  национальном,
так и на международном уровне.
                              Статья 18
1. Стороны    прилагают   усилия   к   заключению   в   случае
необходимости двусторонних и многосторонних  соглашений  с  другими
государствами,  особенно с соседними государствами, для обеспечения
защиты   лиц,   принадлежащих   к   соответствующим    национальным
меньшинствам.
2. Стороны  принимают при необходимости меры,  направленные на
поощрение трансграничного сотрудничества.
                              Статья 19
Стороны обязуются соблюдать и  претворять  в  жизнь  принципы,
содержащиеся  в  настоящей рамочной Конвенции,  допуская,  если это
необходимо, только те ограничения, отступления или изъятия, которые
предусмотрены  в  международно-правовых  документах,  в частности в
Конвенции о защите прав человека и основных свобод и  Протоколах  к
ней,  в той мере,  в которой они касаются прав и свобод, вытекающих
из указанных принципов.
                             РАЗДЕЛ III
                              Статья 20
При осуществлении прав  и  свобод,  вытекающих  из  принципов,
изложенных    в   настоящей   рамочной   Конвенции,   любое   лицо,
принадлежащее к национальному меньшинству,  соблюдает  национальное
законодательство и уважает права других лиц, в частности права лиц,
принадлежащих к большинству населения или  принадлежащих  к  другим
национальным меньшинствам.
                              Статья 21
Ничто в настоящей рамочной Конвенции не может быть истолковано
как  подразумевающее  какое-либо  право  любого   лица   заниматься
какой-либо  деятельностью   или   совершать   какие-либо  действия,
противоречащие  основополагающим  принципам  международного  права,
особенно    принципам    суверенного   равенства,   территориальной
целостности и политической независимости государств.
                              Статья 22
Ничто в настоящей рамочной Конвенции не может быть истолковано
как  ограничивающее  или  ущемляющее  какие-либо  права  человека и
основные свободы,  которые могут быть  признаны  в  соответствии  с
законодательством любой Договаривающейся Стороны или любого другого
договора, участником которого является данная Сторона.
                              Статья 23
Права и  свободы,  вытекающие  из  принципов,   изложенных   в
настоящей  рамочной  Конвенции,  в  той мере,  в какой они являются
предметом  соответствующих  положений  Конвенции  о   защите   прав
человека  и  основных  свобод  и  Протоколов к ней,  понимаются как
соответствующие положениям последних.
                              РАЗДЕЛ IV
                              Статья 24
1. Комитет  министров  Совета  Европы  уполномочен   постоянно
наблюдать  за  осуществлением Договаривающимися Сторонами настоящей
рамочной Конвенции.
2. Стороны,  не являющиеся членами Совета Европы,  участвуют в
механизме  претворения  Конвенции  в  жизнь  на  условиях,  которые
предстоит определить.
                              Статья 25
1. В течение одного года после  вступления  в  силу  настоящей
рамочной  Конвенции в отношении какой-либо Договаривающейся Стороны
последняя передает  Генеральному  секретарю  Совета  Европы  полную
информацию о законодательных и иных мерах, которые были приняты для
осуществления принципов, изложенных в настоящей рамочной Конвенции.
2. Впоследствии каждая  Сторона  периодически  и  всякий  раз,
когда  от  Комитета  министров  поступает  соответствующая просьба,
передает Генеральному секретарю любую  другую  информацию,  имеющую
отношение к осуществлению настоящей рамочной Конвенции.
3. Генеральный  секретарь  направляет  Комитету  министров всю
информацию,  переданную  в  соответствии  с  положениями  настоящей
статьи.
                              Статья 26
1. При   оценке   адекватности   мер,  принимаемых  какой-либо
Стороной  для  осуществления  принципов,  изложенных  в   настоящей
рамочной   Конвенции,   Комитету   министров   оказывается   помощь
консультативным  комитетом,  члены  которого  обладают   признанной
компетентностью в области защиты национальных меньшинств.
2. Состав  этого консультативного комитета,  а также процедура
его работы определяются Комитетом министров в течение  одного  года
после вступления в силу настоящей рамочной Конвенции.
                              РАЗДЕЛ V
                              Статья 27
Настоящая рамочная    Конвенция    открыта    для   подписания
государствами - членами Совета Европы. До даты вступления Конвенции
в  силу она также открыта для подписания любым другим государством,
которому Комитет министров  предложил  это  сделать.  Она  подлежит
ратификации,  принятию  или  утверждению.  Документы о ратификации,
принятии или утверждении сдаются на хранение Генеральному секретарю
Совета Европы.
                              Статья 28
1. Настоящая  рамочная Конвенция вступает в силу в первый день
месяца,  следующего по истечении трех месяцев с  даты,  на  которую
двенадцать  государств - членов Совета Европы выразят свое согласие
быть  связанными  этой  рамочной  Конвенцией   в   соответствии   с
положениями статьи 27.
2. Для любого государства-члена,  которое впоследствии выразит
свое  согласие  быть  связанным  настоящей   рамочной   Конвенцией,
последняя  вступает  в  силу  в  первый день месяца,  следующего по
истечении трех  месяцев  с  даты  сдачи  на  хранение  документа  о
ратификации, принятии или утверждении*.
                              Статья 29
1. После  вступления  в  силу  настоящей  рамочной Конвенции и
после  консультаций  с  Договаривающимися   Государствами   Комитет
министров Совета Европы по решению,  принимаемому большинством, как
это предусмотрено в пункте (d)  статьи  20  Устава  Совета  Европы,
может  предложить  присоединиться  к  настоящей  рамочной Конвенции
любому государству,  не являющемуся членом Совета Европы,  которое,
получив  предложение  подписать  ее  в  соответствии  с положениями
статьи  27,  еще  не  сделало  этого,  а   также   любому   другому
государству, не являющемуся членом Совета.
2. Для любого присоединяющегося государства настоящая рамочная
Конвенция вступает в силу  в  первый  день  месяца,  следующего  по
истечении  трех  месяцев  с  даты  передачи на хранение документа о
присоединении Генеральному секретарю Совета Европы.
                              Статья 30
1. Любое государство в момент подписания или сдачи на хранение
документа  о ратификации,  принятии,  утверждении или присоединении
может указать территорию или территории, за международные отношения
которых  она  несет  ответственность  и к которым будет применяться
настоящая рамочная Конвенция.
2. Любое государство  может  впоследствии  в  любой  момент  в
заявлении    на    имя   Генерального   секретаря   Совета   Европы
распространить применение настоящей  рамочной  Конвенции  на  любую
другую  территорию,  указанную  в этом заявлении.  В отношении этой
территории настоящая рамочная Конвенция вступает в  силу  в  первый
день месяца,  следующего по истечении трех месяцев с даты получения
такого заявления Генеральным секретарем.
3. Любое заявление,  сделанное  на  основании  положений  двух
предыдущих   пунктов,   может   быть  отозвано  в  отношении  любой
территории,  указанной  в  таком  заявлении,   путем   уведомления,
направляемого Генеральному секретарю. Такой отзыв вступает в силу в
первый день месяца,  следующего по истечении трех  месяцев  с  даты
получения такого уведомления Генеральным секретарем.
                              Статья 31
1. Любая  Сторона может в любой момент денонсировать настоящую
рамочную Конвенцию,  направив  уведомление  Генеральному  секретарю
Совета Европы.
2. Денонсация вступает в силу в первый день месяца, следующего
по истечении шести месяцев  с  даты  получения  такого  уведомления
Генеральным секретарем.
                              Статья 32
Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет  государства  -
члены  Совета  Европы,  другие  государства,  подписавшие настоящую
рамочную Конвенцию, и все присоединившиеся к ней государства:
а. о любом подписании;
b. о  сдаче  на  хранение  любого  документа  о   ратификации,
принятии, утверждении или присоединении;
с. о любой дате вступления в силу настоящей рамочной Конвенции
в соответствии с ее статьями 28, 29 и 30;
d. о любом другом акте,  уведомлении  или  сообщении,  имеющем
отношение к настоящей рамочной Конвенции.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся,  должным образом на то
уполномоченные, подписали настоящую рамочную Конвенцию.
Совершено в Страсбурге 1 февраля 1995  года  на  английском  и
французском  языках,  причем  оба  текста имеют одинаковую силу,  в
единственном экземпляре, который сдается на хранение в архив Совета
Европы.  Генеральный  секретарь Совета Европы направляет заверенную
копию каждому государству - члену Совета Европы,  а  также  каждому
государству,   которому  предложено  подписать  настоящую  рамочную
Конвенцию или присоединиться к ней.
 
Ратифицирована Федеральным  Собранием
 
(Федеральный закон от 18 июня 1998 г.  N 84-ФЗ - "Бюллетень международных договоров" N 10 за
1998 год) со следующим заявлением:
"Российская Федерация   считает   неправомочным   включение  в
оговорки  и  заявления  при  подписании  или  ратификации  Рамочной
конвенции  о защите национальных меньшинств в одностороннем порядке
определения  термина   "национальное   меньшинство",   которое   не
содержится  в  Рамочной конвенции.  По мнению Российской Федерации,
попытки исключения из сферы действия Рамочной  конвенции  постоянно
проживающих   на   территории   государств  -  участников  Рамочной
конвенции лиц,  ранее имевших гражданство,  но произвольно лишенных
его,  противоречат  целям  Рамочной конвенции о защите национальных
меньшинств".
English version
FRAMEWORK CONVENTION
             FOR THE PROTECTION OF NATIONAL MINORITIES
The member States of the  Council  of  Europe  and  the  other
States, signatories to the present framework Convention,
Considering that  the  aim  of  the  Council  of  Europe is to
achieve greater unity  between  its  members  for  the  purpose  of
safeguarding  and  realising  the  ideals  and principles which are
their common heritage;
Considering that one of the methods by which that aim is to be
pursued  is the maintenance and further realisation of human rights
and fundamental freedoms;
Wishing to follow-up the Declaration of the Heads of State and
Government of the member States of the Council of Europe adopted in
Vienna on 9 October 1993;
Being resolved to protect within their respective  territories
the existence of national minorities;
Considering that  the upheavals of European history have shown
that  the  protection  of  national  minorities  is  essential   to
stability, democratic security and peace in this continent;
Considering that  a pluralist and genuinely democratic society
should not  only  respect  the  ethnic,  cultural,  linguistic  and
religious identity of each person belonging to a national minority,
but also create appropriate conditions enabling  them  to  express,
preserve and develop this identity;
Considering that  the  creation  of a climate of tolerance and
dialogue is necessary to enable cultural diversity to be  a  source
and a factor, not of division, but of enrichment for each society;
Considering that  the realisation of a tolerant and prosperous
Europe does not depend solely on co-operation  between  States  but
also requires transfrontier co-operation between local and regional
authorities without prejudice to the constitution  and  territorial
integrity of each State;
Having regard  to  the  Convention for the Protection of Human
Rights and Fundamental Freedoms and the Protocols thereto;
Having regard to the commitments concerning the protection  of
national  minorities in United Nations conventions and declarations
and in the documents of the Conference on Security and Co-operation
in Europe, particularly the Copenhagen Document of 29 June 1990;
Being resolved  to  define  the principles to be respected and
the obligations which flow from them,  in order to ensure,  in  the
member  States  and  such other States as may become Parties to the
present instrument, the effective protection of national minorities
and  of  the  rights  and  freedoms  of  persons belonging to those
minorities,  within the rule of  law,  respecting  the  territorial
integrity and national sovereignty of states;
Being determined  to  implement the principles set out in this
framework Convention through national legislation  and  appropriate
governmental policies,
Have agreed as follows:
                             Section I
     Article 1
The protection of national minorities and of  the  rights  and
freedoms of persons belonging to those minorities forms an integral
part of the international protection of human rights,  and as  such
falls within the scope of international co-operation.
     Article 2
The provisions of this framework Convention shall  be  applied
in  good  faith,  in a spirit of understanding and tolerance and in
conformity with the principles of  good  neighbourliness,  friendly
relations and co-operation between States.
     Article 3
1. Every  person  belonging  to a national minority shall have
the right freely to choose to be treated or not to  be  treated  as
such  and no disadvantage shall result from this choice or from the
exercise of the rights which are connected to that choice.
2. Persons  belonging  to national minorities may exercise the
rights and enjoy the freedoms flowing from the principles enshrined
in  the  present  framework  Convention  individually as well as in
community with others.
                            Section II
     Article 4
1. The  Parties undertake to guarantee to persons belonging to
national minorities the right of equality before  the  law  and  of
equal  protection of the law.  In this respect,  any discrimination
based on belonging to a national minority shall be prohibited.
2. The Parties undertake to adopt,  where necessary,  adequate
measures in order to promote,  in all areas  of  economic,  social,
political  and  cultural life,  full and effective equality between
persons belonging to a national minority and those belonging to the
majority.  In  this  respect,  they  shall  take due account of the
specific  conditions  of  the   persons   belonging   to   national
minorities.
3. The  measures  adopted in accordance with paragraph 2 shall
not be considered to be an act of discrimination.
     Article 5
1. The  Parties  undertake to promote the conditions necessary
for persons  belonging  to  national  minorities  to  maintain  and
develop  their  culture,  and to preserve the essential elements of
their identity,  namely their religion,  language,  traditions  and
cultural heritage.
2. Without prejudice to measures taken in pursuance  of  their
general integration policy, the Parties shall refrain from policies
or practices aimed at assimilation of persons belonging to national
minorities  against their will and shall protect these persons from
any action aimed at such assimilation.
     Article 6
1. The  Parties  shall  encourage  a  spirit  of tolerance and
intercultural dialogue  and  take  effective  measures  to  promote
mutual respect and understanding and co-operation among all persons
living on their territory,  irrespective of those persons'  ethnic,
cultural,  linguistic  or religious identity,  in particular in the
fields of education, culture and the media.
2. The  Parties  undertake  to  take  appropriate  measures to
protect  persons  who  may  be  subject  to  threats  or  acts   of
discrimination,  hostility or violence as a result of their ethnic,
cultural, linguistic or religious identity.
    Article 7
The Parties shall ensure respect for the right of every person
belonging  to  a national minority to freedom of peaceful assembly,
freedom of association,  freedom  of  expression,  and  freedom  of
thought, conscience and religion.
     Article 8
The Parties undertake to recognise that every person belonging
to  a  national  minority  has  the  right  to  manifest his or her
religion  or  belief  and  to  establish  religious   institutions,
organisations and associations.
     Article 9
1. The  Parties  undertake  to  recognise  that  the  right to
freedom of expression of  every  person  belonging  to  a  national
minority  includes  freedom  to  hold  opinions  and to receive and
impart information and ideas  in  the  minority  language,  without
interference by public authorities and regardless of frontiers. The
Parties shall ensure,  within the framework of their legal systems,
that persons belonging to a national minority are not discriminated
against in their access to the media.
2. Paragraph  1  shall  not prevent Parties from requiring the
licensing,  without discrimination and based on objective criteria,
of sound radio and television broadcasting, or cinema enterprises.
 3. The  Parties  shall  not hinder the creation and the use of
printed media by persons belonging to national minorities.  In  the
legal  framework  of sound radio and television broadcasting,  they
shall ensure,  as far as possible,  and  taking  into  account  the
provisions  of  paragraph  1,  that  persons  belonging to national
minorities are granted the possibility of creating and using  their
own media.
4. In the framework of their legal systems,  the Parties shall
adopt  adequate measures in order to facilitate access to the media
for persons belonging  to  national  minorities  and  in  order  to
promote tolerance and permit cultural pluralism.
     Article 10
1. The  Parties  undertake  to  recognise  that  every  person
belonging to a national minority has the right to  use  freely  and
without  interference his or her minority language,  in private and
in public, orally and in writing.
2. In   areas  inhabited  by  persons  belonging  to  national
minorities  traditionally  or  in  substantial  numbers,  if  those
persons  so  request and where such a request corresponds to a real
need,  the Parties shall endeavour to ensure,  as far as  possible,
the  conditions  which  would  make it possible to use the minority
language in relations between those persons and the  administrative
authorities.
3. The Parties undertake  to  guarantee  the  right  of  every
person belonging to a national minority to be informed promptly, in
a language which he or she understands,  of the reasons for his  or
her  arrest,  and of the nature and cause of any accusation against
him or her,  and to defend himself or herself in this language,  if
necessary with the free assistance of an interpreter.
     Article 11
1. The  Parties  undertake  to  recognise  that  every  person
belonging  to  a  national minority has the right to use his or her
surname (patronym) and first names in the minority language and the
right  to  official  recognition  of them,  according to modalities
provided for in their legal system.
2. The  Parties  undertake  to  recognise  that  every  person
belonging to a national minority has the right to display in his or
her minority language signs,  inscriptions and other information of
a private nature visible to the public.
3. In  areas traditionally inhabited by substantial numbers of
persons  belonging  to  a  national  minority,  the  Parties  shall
endeavour, in the framework of their legal system, including, where
appropriate,  agreements with other States, and taking into account
their  specific  conditions,  to  display  traditional local names,
street names and other topographical indications intended  for  the
public  also  in  the  minority language when there is a sufficient
demand for such indications.
     Article 12
1. The Parties shall,  where appropriate, take measures in the
fields of  education  and  research  to  foster  knowledge  of  the
culture,   history,   language   and  religion  of  their  national
minorities and of the majority.
2. In  this  context  the  Parties  shall  inter  alia provide
adequate  opportunities  for  teacher  training   and   access   to
textbooks,  and  facilitate contacts among students and teachers of
different communities.
3. The  Parties  undertake  to promote equal opportunities for
access to education at all levels for persons belonging to national
minorities.
     Article 13
1. Within  the  framework  of  their  education  systems,  the
Parties  shall  recognise  that  persons  belonging  to  a national
minority have the right to set up and to manage their  own  private
educational and training establishments.
 2. The exercise of this right shall not entail  any  financial
obligation for the Parties.
     Article 14
1. The  Parties  undertake  to  recognise  that  every  person
belonging  to a national minority has the right to learn his or her
minority language.
2. In   areas  inhabited  by  persons  belonging  to  national
minorities traditionally or in substantial  numbers,  if  there  is
sufficient demand, the Parties shall endeavour to ensure, as far as
possible and within the framework of their education systems,  that
persons  belonging  to those minorities have adequate opportunities
for being taught the minority language or for receiving instruction
in this language.
3. Paragraph 2 of this article shall  be  implemented  without
prejudice  to the learning of the official language or the teaching
in this language.
    Article 15
    
The Parties shall create  the  conditions  necessary  for  the
effective participation of persons belonging to national minorities
in cultural,  social and economic life and in  public  affairs,  in
particular those affecting them.
     Article 16
     
The Parties  shall  refrain  from  measures  which  alter  the
proportions  of  the  population  in  areas  inhabited  by  persons
belonging to national minorities and are aimed at  restricting  the
rights  and  freedoms  flowing from the principles enshrined in the
present framework Convention.
     Article 17
     
1. The Parties undertake not to interfere with  the  right  of
persons  belonging to national minorities to establish and maintain
free and peaceful contacts across frontiers with  persons  lawfully
staying  in other States,  in particular those with whom they share
an ethnic,  cultural, linguistic or religious identity, or a common
cultural heritage.
2. The Parties undertake not to interfere with  the  right  of
persons  belonging  to  national  minorities  to participate in the
activities of non-governmental organisations,  both at the national
and international levels.
     Article 18
     
1. The Parties shall endeavour to conclude,  where  necessary,
bilateral   and  multilateral  agreements  with  other  States,  in
particular neighbouring States,  in order to ensure the  protection
of persons belonging to the national minorities concerned.
2. Where  relevant,  the  Parties  shall  take   measures   to
encourage transfrontier co-operation.
     Article 19
     
The Parties undertake to respect and implement the  principles
enshrined   in  the  present  framework  Convention  making,  where
necessary,  only those  limitations,  restrictions  or  derogations
which  are  provided  for  in  international legal instruments,  in
particular the Convention for the Protection of  Human  Rights  and
Fundamental Freedoms,  in so far as they are relevant to the rights
and freedoms flowing from the said principles.
                            Section III
             Article 20
             
In the  exercise  of  the rights and freedoms flowing from the
principles enshrined  in  the  present  framework  Convention,  any
person  belonging to a national minority shall respect the national
legislation and the  rights  of  others,  in  particular  those  of
persons belonging to the majority or to other national minorities.
     Article 21
     
Nothing in  the  present   framework   Convention   shall   be
interpreted  as  implying  any  right  to engage in any activity or
perform  any  act  contrary  to  the  fundamental   principles   of
international  law  and  in  particular  of the sovereign equality,
territorial integrity and political independence of States.
     Article 22
     
Nothing in the present framework Convention shall be construed
as limiting  or  derogating  from  any  of  the  human  rights  and
fundamental  freedoms  which  may  be ensured under the laws of any
Contracting Party or under any other agreement to  which  it  is  a
Party.
     Article 23
The rights and freedoms flowing from the principles  enshrined
in  the  present  framework  Convention,  in so far as they are the
subject of a corresponding provision  in  the  Convention  for  the
Protection  of  Human  Rights  and  Fundamental  Freedoms or in the
Protocols thereto,  shall be understood so as  to  conform  to  the
latter provisions.
                            Section IV
     Article 24
1. The Committee of Ministers of the Council of  Europe  shall
monitor  the  implementation  of  this  framework Convention by the
Contracting Parties.
2. The  Parties which are not members of the Council of Europe
shall participate in the  implementation  mechanism,  according  to
modalities to be determined.
     Article 25
1. Within a period of one year following the entry into  force
of this framework Convention in respect of a Contracting Party, the
latter shall transmit to the Secretary General of  the  Council  of
Europe full information on the legislative and other measures taken
to give  effect  to  the  principles  set  out  in  this  framework
Convention.
2. Thereafter,  each Party shall  transmit  to  the  Secretary
General  on  a  periodical  basis  and  whenever  the  Committee of
Ministers so requests any further information of relevance  to  the
implementation of this framework Convention.
3. The  Secretary  General  shall  forward to the Committee of
Ministers the information  transmitted  under  the  terms  of  this
Article.
     Article 26
1. In  evaluating  the  adequacy  of the measures taken by the
Parties to give effect to the principles set out in this  framework
Convention  the  Committee  of  Ministers  shall  be assisted by an
advisory committee,  the members of  which  shall  have  recognised
expertise in the field of the protection of national minorities.
2. The  composition  of  this  advisory  committee   and   its
procedure  shall be determined by the Committee of Ministers within
a period of one  year  following  the  entry  into  force  of  this
framework Convention.
                             Section V
     Article 27
     
This framework  Convention  shall be open for signature by the
member States of the Council of Europe.  Up until the date when the
Convention  enters into force,  it shall also be open for signature
by any other State so invited by the Committee of Ministers.  It is
subject  to  ratification,  acceptance or approval.  Instruments of
ratification,  acceptance or approval shall be deposited  with  the
Secretary General of the Council of Europe.
     Article 28
     
1. This  framework  Convention  shall  enter into force on the
first day of the month following the  expiration  of  a  period  of
three  months  after  the date on which twelve member States of the
Council of Europe have expressed their consent to be bound  by  the
Convention in accordance with the provisions of Article 27.
2. In respect of any member State which subsequently expresses
its consent to be bound by it, the framework Convention shall enter
into force on the first day of the month following  the  expiration
of  a  period  of three months after the date of the deposit of the
instrument of ratification, acceptance or approval.
     Article 29
     
1. After the entry into force of this framework Convention and
after consulting the Contracting States, the Committee of Ministers
of the Council of Europe may invite to accede to the Convention, by
a decision taken by the majority provided for in  Article  20.d  of
the  Statute of the Council of Europe,  any non-member State of the
Council of Europe which,  invited to sign in  accordance  with  the
provisions  of  Article  27,  has  not  yet done so,  and any other
non-member State.
2. In respect of any acceding State,  the framework Convention
shall enter into force on the first day of the month following  the
expiration  of  a  period  of  three  months  after the date of the
deposit of the instrument of accession with the  Secretary  General
of the Council of Europe.
     Article 30
     
1. Any State may at the time of signature or  when  depositing
its instrument of ratification,  acceptance, approval or accession,
specify  the  territory  or  territories  for  whose  international
relations  it  is  responsible  to  which this framework Convention
shall apply.
2. Any State may at any later date, by a declaration addressed
to the Secretary General of  the  Council  of  Europe,  extend  the
application  of  this  framework  Convention to any other territory
specified in the declaration.  In respect  of  such  territory  the
framework Convention shall enter into force on the first day of the
month following the expiration of a period of  three  months  after
the date of receipt of such declaration by the Secretary General.
3. Any declaration made under  the  two  preceding  paragraphs
may,  in respect of any territory specified in such declaration, be
withdrawn by a notification addressed to the Secretary General. The
withdrawal  shall  become  effective  on the first day of the month
following the expiration of a period of three months after the date
of receipt of such notification by the Secretary General.
     Article 31
1. Any  Party  may  at  any  time  denounce   this   framework
Convention  by  means of a notification addressed to the  Secretary
General of the Council of Europe.
2. Such  denunciation  shall become effective on the first day
of  the  month  following  the expiration of a period of six months
after  the  date  of  receipt  of the notification by the Secretary
General.
     Article 32
The Secretary  General  of  the Council of Europe shall notify
the member States of the Council,  other signatory States  and  any
State which has acceded to this framework Convention, of:
a)  any signature;
b)  the deposit  of  any  instrument  of  ratification,  acceptance,
   approval or accession;
c)  any date  of  entry  into  force of this framework Convention in
   accordance with Articles 28, 29 and 30;
d)  any other  act,  notification  or communication relating to this
   framework Convention.
In witness  whereof  the  undersigned,  being  duly authorised
thereto, have signed this framework Convention.
 Done at Strasbourg,  this 1st day of February 1995, in English
and  French,  both texts being equally authentic,  in a single copy
which shall be deposited in the archives of the Council of  Europe.
The  Secretary  General  of  the  Council  of Europe shall transmit
certified copies to each member State of the Council of Europe  and
to   any  State  invited  to  sign  or  accede  to  this  framework
Convention.
Документ получен из базы данных   НТЦ СИСТЕМА
* Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря
1998 г.